Проведена серия глубинных интервью на тему «Потребность школьников в дополнительном образовании»
В начале 2016 года нашими сотрудниками было проведено инициативное исследование на тему дополнительных образовательных услуг методом экспертных интервью среди педагогов начальных классов города Красноярска.
Цель данного исследования – получение информации о востребованности дополнительных образовательных услуг среди учащихся начальной школы.
Основой учебного процесса является методическое планирование. И представители школ, и представители органов управления образованием говорят о том, что существует базовая часть образовательной программы, зафиксированная в стандарте, и вариативная часть программы, которая формируется учителем самостоятельно.
Наиболее часто в рамках проведённых интервью упоминается программа «Школа 2100». Участники исследования утверждают, что они используют именно эту программу. Систематических затруднений при освоении предметов участники исследования не отмечают. Они говорят о том, что испытывают затруднения с отдельными предметами. Затруднения касаются целого ряда предметов — наряду с предметом «Окружающий мир», упоминаются чтение, математика и прочие. Можно утверждать, что затруднения не носят систематического характера, ровно так же и дополнительные образовательные мероприятия не направлены целевым образом на устранение затруднений, возникших при освоении образовательной программы.
Запрос на дополнительные образовательные услуги формируется благодаря родителям и учителям. Судя по материалам интервью, ключевое значение имеют два фактора:
1. Наличие у родителей чётко определённых пожеланий, связанных с дополнительными обучающими мероприятиями;
2. Готовность учителя.
При обсуждении дополнительных образовательных услуг учителя, как правило, говорят не о результатах проведённых мероприятий, а о трудностях, связанных с организацией этих мероприятий. Можно предполагать, что учителя не будут склонны проявлять инициативу в отношении проведения дополнительных образовательных мероприятий. Именно в связи с этим учителя не являются приоритетной целевой аудиторией.
Тем не менее, участие учителей в формировании запроса на дополнительные образовательные услуги не позволяет исключить их из списка значимых целевых аудиторий. Этот список таков:
1. Родители учеников;
2. Учителя и классные руководители.
Сотрудники министерства образования не являются значимой целевой аудиторией, поскольку их функция в данном контексте – контроль и регламентация деятельности. Они не определяют те или иные мероприятия, которые будут проведены в школах. Это относится исключительно к компетенции родителей и учителей. Можно предполагать, что дополнительные мероприятия могут быть направлены на родителей учеников 3-4 классов и старше.